miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Заканчивая (уже почти) с послевоенным Хичкоком, добрался до двух формально схожих лент в жанре судебной драмы. Формально, потому что ленты разные по сути, замыслу, глубине — всему.

"Дело Парадин" (The Paradine Case), 1947.
Справочники врут — в названии никакое не "Парадайна" (потому что в оригинале фамилия звучит "Парадин") и не "Парадина" (потому что фамилия женская). То есть, если уж расшифровывать: "Дело миссис Парадин".
Лощеная адвокатская самоуверенность героя Грегори Пека разбивается о непредвиденные (хотя и не столь уж запутанные) обстоятельства смерти слепого старика якобы от рук его молодой красавицы жены. В этом, собственно и все содержание фильма — трудно что-то добавить. История суха и не впечатляет детективными изгибами (да, адвокат влюбляется в подзащитную, да, у обвиняемой есть скрытые мотивы – такое вполне могло удивить зрителя в сорок седьмом-то году). Другими словами, фильм слишком заземлен своим временем — в отличие от лучших работ режиссера, всегда имевших заряд исканий и открытий на многие годы вперед. Возвышенное же книжное прекраснодушие адвоката в звездном исполнении Пека лишь добавляет запах нафталина к быстро состарившейся ленте.

"Не тот человек" (The Wrong Man), 1956.
Вроде бы схожая ситуация вокруг судебного выяснения вины в данном случае поднимается к совсем иным вершинам. Дикая игра случайностей (плюс дурной глаз и куриная память впечатлительной банковской клуши, ставшей жертвой нападения грабителя) приводит в камеру изолятора совершенно постороннего человека — сам ужас этой ситуации носит вневременной характер. И здесь уже не до расхожих детективных страстей. Умение Хичкока находить архетипы кошмаров в чернобелой повседневщине открывается в картине с диковинным блеском. Фильм с полным основанием следует причислить к числу величайших достижений автора, торжеству игривого замысла и тугой, высокого стандарта формы. При всем при том здесь есть все типичные, много раз опробованные приемы: судьба, сталкивающая человека из толпы с Неодолимым, физическое напряжение, доводящее героев до психических осложнений, горькая дрожь в ожидании развязки. Всегда заставляйте зрителя страдать, правда, мистер Хичкок?
Особо хочется выделить сцены с арестом и прохождением полицейской рутины, сквозь которую протаскивают персонажа Генри Фонды. К несколько сдержанной игре последнего, кстати, у кого и могут возникнуть некоторые претензии, но только не у меня — по-моему, актер как раз мастерски передает шоковое состояние винтика, попавшего под маховик злого рока.

Subscribe

  • (no subject)

    — Да ведь и не думал никто об этом, понимаешь? Уклон продемонстрировать, а соскальзывание — дело десятое. И потом ещё спрашивают: как вы…

  • (no subject)

    Любовь моя, ты не спишь? Я слышу твой вдох и приглушаю ночник. Так много хочется вспомнить, но сон склеивает веки. За стеклом беснуются вихри, и…

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments