miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Лучший способ отметить День России — смотреть Хичкока.

У меня давно завалялся 14-дисковый набор от Universal, два фильма оттуда раньше не видел. Теперь, стало быть, руки дошли.

"Тень сомнения" (Shadow of a Doubt, 1943) — уверенный чернобелый даже не детектив, а скорее бытовой семейный триллер, из разряда тех, что были модны в начале 90-х: молодая племянница (Тереза Райт, очень похожая на Эллен Пейдж) подозревает своего образцового дядюшку, приехавшего погостить издалека, в том, что он… не столь образцовый. Несмотря на старомодность (а в вину подозреваемому вменяется убийство богатых вдов — куда уж старомоднее) точно выдержаны рамки жанра (кроме обычного для кино того времени однообразного переигрывания в образе злодея), со вкусом добавлены ряд смешных деталей, вроде друга семьи Херби, любителя изобретать вымышленные способы убийств для детективных сюжетов. Умно (возможно даже — новаторски, но здесь утверждать не возьмусь) использована пара трюков с движением камеры. В целом понравилось.

"Разорванный занавес" (Torn Curtain, 1966). А вот здесь кошмар: Пол Ньюмен, Джули Эндрюс и их приключения в Восточном Берлине. Ньюмен в роли профессора пресловутой rocket science, якобы сбегающий за железный занавес для передачи военных секретов врагам Америки. Эндрюс — его ничего не подозревавшая невеста, которая увязывается вслед за ним. Восточные немцы — практически фашисты, только с ППШ вместо MP-40. Спор двух профессоров (а герой Ньюмена должен встретиться с немецким светилом, чтобы выпытать у него важное) — банальнейшая псевдонаучная чушь с переписыванием формул на доске. А вся история с парой звезднолицых американцев, ускользающих из загребущих лап кровавой гэбни (а также спешащих к ним на помощь отважных бойцов "сопротивления") навевает тоску, в отдельных сценах так и непреднамеренный смех, что для старины Хича уже совсем ни в какие ворота. В какой-то момент кажется, что пахнуло молодой бондианой, но тут уместнее наше любимое слово "клюква". И самое страшное, МакГаффином в фильме не пахнет.

Интересно, я довоенный, английский период режиссера знаю, считай, понаслышке ("Леди исчезает", плюс старый "Человек, который слишком..." плюс каким-то немыслимым образом "Юнона и Павлин"), настоящий же, золотой Хичкок для меня начинается по большому счету с "Дурной славы" (1946). Тут можно было бы какую-нибудь псевдоисторическую теорию притянуть, что дескать окончание войны оказало эффект взросления на творцов того времени и т. д., но такие теории — сами по себе грешат некоторой детскостью. А насчет "Занавеса", по всему выходит, что именно с него, наоборот, начался последний раздел в фильмографии автора (другой характерный критерий — прекращение сотрудничества с Бернардом Херрманом) — не вполне обязательных, не особо интригующих, словно на выдохе сделанных картин, в преддверии наступления Нового Голливуда 70-х, на фоне произведений которого работы увядающего мастера смотрелись отживающим, "папиным" кино.

Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Пассажир / The Commuter (2018)

    Никогда не знаешь, что посмотришь в субботу вечером. Не бывающий бывшим полицейский с обвислостями и старческим тремором молодцевато подтянутого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments