miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Остров Колотун

После красивых женщин другая крайность — мультики. Их много, есть хорошие, рассмотрим лучший.
"Лови волну" (Surf's Up), США, 2007, реж. Эш Брэннон, Крис Бак.
Surf's Up-small-01


Концептуально, художественно и технически совершенный мокьюментари на тему взаимоотношений талантов и поклонников, преемственности поколений, непознаваемости предела собственных возможностей, отказа от мирской суеты и социального лифта для детей из неполных семей. Снят на студии "Сони" — последней, кажется, из мейджоров, зарядившей собственное анимационное подразделение, сделав громкий выход двумя неординарными проектами (второй — "Дом-монстр"). Один из режиссеров помогал ставить "Историю игрушек 2", второй — отпетый диснеевец, рубил бабло на "Тарзане" и ещё больше рубит сейчас на "Холодном сердце". Сюжет известен: молодой Люк покидает отчий дом, обнаруживает в трущобах отошедшего от дел Оби-Вана, тот учит его строгать световой меч серфинг-борд, вместе они побеждают Звезду Смерти. То есть выигрывают кубок Большого Z.
Задумано и сделано все — комар носа не подточит. Это известный момент, наверно — чтобы добиться максимальной достоверности в чем-то, надо самому верить в правдивость рассказываемого на двести процентов. Все лучшие сказочники — чокнутые фантазеры. Авторы убеждены сами и с успехом внушают нам, что мультипликационное — не снятое даже, а тупо нарисованное — может быть ещё более настоящим, чем само настоящее. Надо только сделать то, что прежде встречалось разве что на титрах у ранних "Пиксар": самим встать за камеру, смешно ей трясти, опускать в кадр микрофон, запарывая дубли, задавать вопросы из-за неё время от времени, побуждая мульт-персонажей отвечать, глядя зрителю прямо промеж глаз. Привнести жизненность посредством, считай, двойной искусственности: мол, не просто снимаем, а ещё и делаем вид, что снимаем — прием, революционность которого в анимации можно сравнить разве что с рисованно-игровой комбинаторикой "Кролика Роджера". Неудивительно, что как и в случае с последним его почти никто не берется повторить — в отличие, конечно, от обычного кино, где затасканность метода приобрела в последние годы характер стихийного бедствия.
И вот, задав столь высокую планку на уровне замысла, режиссеры, уже подобно своим героям-серферам (основной секрет которых — не сопротивляться волне, дать ей самой сделать всю работу) отдают себя на волю концепции, отваливая с экрана такие горы ништяков, что страшно. Естественность в фильме зашкаливает. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что смотришь историю про пингвинов (с небольшой порцией курятины), которые занимаются серфингом (!) на тропическом острове (!!), и тебя это не смущает. Краткость — сестра, и помня об этом Брэннон, Бак и еще двое сценаристов, на фильмографии которых не взглянешь без слез, в каком-то, видимо, артистическом угаре выплескивают весь свой запал в хлесткие, жгучие строчки, увязывая мистически прекрасные в своем лаконизме реплики ("Опа, влюбился") в страницы текста на стыке спортивного репортажа и сюжета о нравственно-моральном становлении. Отдельные сцены достигают наивысшего уровня диалоговой формы. Чего стоит то самое выстругивание "борда" ("По волокну, мягенько....")
Surf's Up-small-02

Фееричен, как теперь говорят, каст. Коди Маверик (в оригинале Шайя Ла Баф, у нас — непостижимо уместный Тимати) — не обычный мажор, сдернувший с провинциальной рыбопереработки в столичные веси за славой и золотом, но одаренный, грубо говоря, "обтесыватель каменных наконечников для стрел" — обладатель врожденного таланта в бесполезном для большинства окружающих ремесле, персонаж в обычной жизни трагический, кому повезло в итоге запрыгнуть на уходящую подножку. Его дружбан Цыпа Джо (в оригинале непонятно кто, у нас — Павел Воля) — невозмутимый древесно-стружечный ганджубас с хиппи-приходами. Большой Зи (Джефф Бриджес / Евгений Ганелин) — гуру, отринувший шум и суету в угоду моллюскам и жаренным бананам. Его племянница Лани (небожительница Дешанель / отлично подобранная к ней Марианна Семенова) — трудолюбивая симпатяжка под знаком красного креста. Провозвестник сил зла Танк Эванс (интересные люди с Кинопоиска утверждают, что его озвучивал Владислав Третьяк) — просто большой маленький мальчик с проблемами.

Наконец, смело урегулированы вопросы с вот этим вот бесконечным изобразительным однообразием, характерным для фильмов, нарисованных на компьютере. Графика прекратила развиваться лет семь-восемь назад, так? Геймеры подтвердят, если что. Мультфильмы в этом плане — технический авангард, они в стену первыми уперлись. В "Лови волну" проблема угадана, и меры приняты самые правильные: косность формы отлично смазана широчайшим арсеналом средств отвлечения: где надо, включают солнце и четкость, где не надо — лезет пленочное зерно, тень и полумрак. Лёд граничит с лавой. В решающих сценах на воде прибой качает — будь здоров, реальный масштаб волн ощущается. Кульминация "снята" как раз в пасмурную погоду: рассеянный свет, туман, брызги за шиворот, соль на губах. И вообще люди с приемами не церемонятся — есть рапид, есть ускорение, флэшбеки постоянные, в какой-то момент камеру к доске прикрепляют жестко, типа "субъективная съемка", забавно. Покоряют разнообразием — покруче чем эти вечные блики у Джей-Джея.

Cловом, невообразимо приятно видеть, как авторы творят на кураже, смело заходят с флангов, открывают новые подходы к старым задачам, дотягиваясь до уровня лучших в индустрии голливудской анимации. Такие прорывы не должны оставаться незамеченными.

Tags: Американцы, Мультфильмы
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments