miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Тут зашел разговор о фильмах, недоступных в HD. Интересная тема, особенно если учесть, что по календарю у нас сейчас 2014, то есть по всем прикидкам примерно седьмой год эпохи от рождества Блюреева.

Даже если не брать в расчет серьезные лакуны в близком сердцу отечестве: в конце-то концов, "Летят журавли", "Волга-Волга", "Чапаев", "Война и мир" — да вообще процентов девяносто из снятого, если судить в исторических масштабах. Это даже не лакуны — это отсутствие, небытие, неимение.

Да и то сказать в стране стабильность, аннексии, спортивные игры — словом, есть дела поважнее, чем сканирование старой пленки. Но даже при всем при этом определённое движение существует. Я как-то приводил список советских кинокартин, изданных на Blu-Ray. Так за прошедшие почти три года он вырос, ну чтобы не соврать, в четыре раза, и сейчас в нем уже с пол-сотни позиций. А туда можно легко добавить несколько критерионовских релизов (как минимум "Броненосец Потёмкин", "Иваново детство" и "Неотправленное письмо", вероятно, есть что-то еще, что я упустил из виду), которых официально у нас нет, но кто ж запретит пользоваться торрентами (хотя, постойте...). То есть работы ведутся, это так.

У наших зарубежных, как мы теперь все говорим, партнеров дела, тоже не то чтобы ах. Если смотреть в сторону ЕС, то тут даже необязательно в дебри какие-то влезать, достаточно по верхам. Берем фильмографию кого-нибудь из корифеев (Трюффо, Годар, плюс-минус) и смотрим, что называется, заполнение в процентах. У того же Трюффо, например, это "Последнее метро", "Фаренгейт", Жюль и Джим", "400 ударов", и... кажется, все.

С другой стороны, копать в старь тоже не вполне логично: формат высокой четкости изобретался с оглядкой на неофитов, привыкших считать пиксели в рожках Бэтмена и рессорах автоботов. А стало быть, надлежит смотреть туда, где как-то всё поновее, позрелищнее: в той же Франции, если мы отъедем на пару десятилетий вперед и поднимем, например, Люка Бессона, то тут уж извините — он на Blu-Ray выпущен, что называется до костей мозга.

И здесь-то мы подходим к самому главному. За океаном, в стране санкций, тоже не все гладко. Даже в пределах двух последних десятилетий. Даже в рядах крупнейших режиссеров, творящих под сенью больших студий. Задержим дыхание, до сих пор официально отсутствуют в высоком разрешении, без назначенной даты релиза: "Мюнхен" (2005) С. Спилберга, "Таинственный лес" (2003) М. Н. Шьямалана, "Комната страха" (2002), Д. Финчера, "Любовь, сбивающая с ног" (2002) П. Т. Андерсона, "Что скрывает ложь" (2000) Р. Земекиса, "Вундеркинды" (2000), К. Хэнсона, "Мышиная охота" (1997) Г. Вербински, "Конго" (1995) Ф. Маршалла, "Правдивая ложь" (1994) Дж. Кэмерона, "Нелл" (1994). М. Эптида, "Смерть ей к лицу" (1992) Р. Земекиса, "Охотники за привидениями 2 (1989) А. Райтмена. Список очень поверхностен, я сознательно не лезу в маргинальные сусеки, оставаясь в центральном кругу бокс-офиса, иначе тут бы запестрело такими вещами как "Англичанин" и "Подноготная" С. Содерберга, "Доктор Т. и его женщины" Р. Олтмена, "Спартанец" Д. Мэмета и прочими Wag the Dog.

Но самая тяжелая гуманитарная катастрофа творится с фильмом "Бездна" (The Abyss, 1989) Дж. Кэмерона.

Знаковая, технологически революционная, обладающая целым рядом выдающихся характеристик кинокартина, находится в необъяснимо глубоком зрительском забвении. Чтобы понять масштабы бедствия (и тут задержкой дыхания не обойтись — придется зажмуриться изо всех сил), откроем секрет, что за всю историю она ни разу, ни единого-разъединого разу не издавалась на DVD с анаморфным трансфером. Никогда. Ни в одной зоне. Нигде. Леттербоксная картинка же (одна во всех ликах) являет собой квадрат Малевича, прорезанный посередине узкой полоской широкоэкранного изображения с полезной нагрузкой в 720х306 точек. Вот как это выглядит на скринах:
The Abyss


Положение сглаживается тем, что, как и в случае с вышеперечисленными потерпевшими "Бездна" доступна в виде HDTV-рипа 720p (т. е. в качестве повыше дивидишного), но с ложкой дегтя в виде иероглифических хардсабов. Картинка там, конечно, получше:
The Abyss02_1
Я фильм видел дважды на кассете ещё в 90-е, впечатления уже тогда были яркими, теперь же по случаю пересмотрел — черт, как же он работает! То, что Кэмерон не режиссер — глыба, давно известно. То, как он умеет создавать динамику длинными планами, без тремора и шинковки — это, я не знаю, магия, видимо. Так больше не снимают. Спилберг умел подобное, но его ведь почти всегда утягивало в надзвездные сферы, когда идеи выше формы. Из близких по жанровому цеху — Мактирнан, он тоже мог, пока в тюрьму не сел. Из остальных, честно, аналогов не вижу. То есть вот эта мощь в кадре, которая складывается из направления ракурса, общего размера плана, движения точки опоры камеры — я тут пытаюсь умные слова подбирать, но на самом деле-то, черт его знает, как она возникает. У него часто в кадре главенствует плавность хода, линии движения сходящиеся и расходящиеся, медленные повороты, проезд под углом, круговые обзоры. Скорость через замедление. Быстро, но не торопясь.
И это всё ведь только часть общего, технический нюанс, добивающий гвоздь эмоций по самую шляпку. Другая часть — достоверность. Режиссер берет в целом нехитрую историю и окунает её в раствор весьма рискованных, на грани фола, допущений. В "Бездне" самое длинное из таковых — сцена с одним аквалангом на двоих. Ты когда её пытаешься представить в отрыве от фильма — ну жесть же какая-то индийская. Но когда смотришь её кадр за кадром — хоть бы на секунду усомниться, хоть разок хмыкнуть недоверчиво. Нет, братцы, это — правда, все так и было, я вот этими глазами видел.
И уже в последнюю очередь задумываешься о том, как автор обходится без звезд, вырабатывая породу из исполнителей, прямо скажем, средней величины. Каков тут Майкл Бин, а? Эд Хэррис, ну этот как обычно крут. Но Мэри Элизабет Мастрантонио, вот же супер-девушка. Мой любимый момент, кстати:
The Abyss03

The Abyss04
P.S. Версия, которую я смотрел идет 2:51 при 24 fps, то есть это так называемый extended cut, которыми Кэмерон любит на досуге уродовать свои ленты. Вот, кстати, темная сторона гения: выгребать из корзины все благоразумно отрезанное при монтаже театральной версии, чтобы подклеить назад и выпустить на видео на радость маньякам-длиннофилам. Сравнивать сейчас не с чем (под рукой другого варианта нет), но всё же ощущается, как, кстати и в случае с "Чужими" и "Т2", разбаланс, аритмия, потеря темпа, вкусовые наплывы. Фильм ведь во многом является своего рода подводным апгрейдом "Близких контактов третьего вида": высокоразвитые старшие братья являют себя суетному младшему миру, демонстрируя масштаб сил и (в данной версии) преподнося уроки гуманизма и социальной умеренности. Именно в части последнего и чувствуются перегибы, теряется лаконизм высказывания, появляется совсем ненужный дидактизм. Лучше меньше да лучше.
Tags: Любимое, Пересмотр
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments