miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Парад планет / Остановился поезд / Охота на лис

Посмотрел подряд три фильма Вадима Абдрашитова, позднесоветская проблемно-драматическая школа. Смотрел без особого умысла в обратном хронологическом порядке, как будто углубляясь с каждым гребком в тяжелые мутные воды.

"Парад планет" (1984) как раз и понравился больше всего своей приподнятостью, воспарением над житейской повествовательной плоскостью, наличием странного, одним словом, тарковщиной. Начавшись как чуть ли не патриотический армейский боевик в духе какого-нибудь "В зоне особого внимания", фильм бросает своих героев-резервистов (сначала призванных для участия в военной "зарнице", а потом вычеркнутых с поля боя воображаемым ракетным ударом) в подразумеваемый загробный мир, где есть место и почти феллиниевскому городу женщин, и радушным обитателям дома престарелых, и загадочному лодочнику, который должен перевезти их на другой берег.

"Остановился поезд" (1982) уже гораздо проще. Центральная идея, насколько я понял — в критериях, которыми каждый оценивает свое жизненное пространство. Что считать нормой, с чем мириться, что принципиально отвергать. У следователя (в довольно-таки спорном, на мой взгляд, исполнении Олега Борисова), эти критерии одни, у большинства в городке (включая журналиста Солоницына) — другие. Там, где масса в очередной раз снисходительно готова закрыть глаза, одиночка видит повод для борьбы. Потому что хватит терпеть. Очень актуально и для сегодняшней действительности, но как мне показалось, слишком уж мелковато для серьезного фильма. Ну, или просто мне претит вот эта возведенная на пьедестал в советском кино манера поведения милиционера в общении с людьми — журительно-наставительная, менторская.

В "Охоте на лис" (1980), казалось бы, все ещё проще (работяга, получивший по голове в темном парке, испытывает наваждение идеей перевоспитания малолетнего хулигана), тем не менее, есть свои нюансы. Все неоднозначно, все не то, чем кажется, начинается так, оборачивается эдак. Герой Харатьяна сперва выглядит молодцом, позже оказывается мажором "с родителями", получает условно, тогда как его подельник, у чьей матери нет денег на адвоката, садится на два года. Центральный персонаж — вроде бы типичный заводской пролетарий (Гостюхин, кажется, только таких потом и играл), в завязке, но не быдло, спортсмен, и тянется к чему-то неосознанно. И вся эта, похоже, типичная для режиссера провинциальная (отнюдь не столичная!) советская обстановка с убогим по нынешним меркам досугом, убористые, вовремя обрываемые диалоги, при этом, никаких визуальных излишеств как обычно — камера лишь один, кажется, раз лениво на кране поднимается, обстановка — то ночь, то осень, пасмурно, хмурая продавщица в книжном ("Некрасов, это стихи?"). Не знаю, в общем, как сформулировать. Цепляет что-то. Очень понравилась Ирина Муравьева, абсолютно не похожая здесь на собственную ставшую уже "фирменной" героиню из снятого в том же году меньшовского суперхита — скромная, обаятельная, женственная (никакого вот этого "с бумагой в стране напряженка!").

Tags: Наше
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments