miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Валет, дама, король


Доктор Дулитл (Doctor Dolittle), США, 1967, реж. Ричард Фляйшер
Исходный мюзикл об английском Айболите имеет очень мало общего с римейком, снятым спустя тридцать лет с участием Эдди Мерфи. Дело происходит в 1845 году, Рекс Харрисон в главной роли поет (вернее наговаривает неказистым речитативом, т. к. петь он, похоже, не умеет) поучительные песенки о том, как надо беречь и понимать животных. Потом к нему приходит Тяни-Толкай (т. е., очевидно, что это два чувака, одетые Тяни-Толкаем, но все говорят, что это настоящий Тяни-Толкай), доктор с друзьями, подивившись чуду-юду, идут с ним в цирк и срубают там нешуточную кассу, дальше происходит какая-то странная история с морским котиком, за которую его отдают под суд (не то, что вы подумали), потом мартышки помогают ему сбежать, и они плывут на корабле на северный полюс, но попадают на остров с интеллигентными неграми, у которых заболели слоны — он вылечит их всех. От ангины и скарлатины. Позже за ними приплывёт улитка... вот такая:

Все грузятся на неё, но доктор остается, т. к. маньяк и социопат, с людьми ему трудно, но может быть, когда-нибудь мы встретимся. Потом, слава богу, два с половиной часа, щедро отведенные фильму, заканчиваются.
Вообще, иногда просто диву даешься, какую муру подчас номинируют на "Оскар", и потом эта мура из девяти (!) номинаций получает премии за лучшую песню и спецэффекты (видимо, за ту самую улитку). Причем, это даже не "Айболит-66" какой-нибудь (снятый, кстати, в СССР всего на год раньше), там хоть смешно было (сужу по расплывчатым детским воспоминаниям), а тут какая-то глупая детская размазня. 3,5 из 10 

Коллекционер (The Collector), Великобритания — США, 1965, реж. Уильям Уайлер

Помня о том раздражении, которое вызвал у меня роман Фаулза, я всё же никогда не смел отрицать его достоинств — типичных, впрочем, для фаулзовской литературы высокой пробы. Тем болезненней сознавать, что и от них не осталось и следа в экранизации большого голливудского мастера, автора "Римских каникул" и "Бен Гура". Утонченный, даже словесно изощренный рассказ о гнусном человеческом отродье, путающем энтомологию с киднеппингом и загубившем прекрасного ангела из плоти, мутировал на экране в грустную мелодраму о прилизанном похитителе, запершем в подвале модельную красотку. Самого Клегга играет Теренс Стэмп, который тут совсем молод и оттого ещё противней, чем обычно. В роли Миранды — девушка, игравшая подружку Доктора Дулитла (вот оно, родство плохих фильмов). Она, в общем, стройна и блондинка, но это ведь совсем не то, что имел в виду Фаулз (по крайней мере, не то, что рисовало моё воображение при прочтении книги). Снято как-то безэмоционально, скомканно. Долгий пролог опущен, похищение стартует уже во второй сцене, финальная агония — буквально парой фраз. А ведь в романе, если не путаю, начало и конец — вообще самые страшные. И практически в пол-слова проговаривается основная мысль о том, какое же несусветное чудище представляет собой протагонист, какая слякоть мозговая клокочет у него в голове, и какое зло может творить такой вот маленький человечек "из простых". Три номинации: две главные плюс женская роль Саманты Эггар, все три в пролёте. Удивительно, но оба главных исполнителя удостоились актерских призов на фестивале в Каннах. 5 из 10


Бекет (Becket), Великобритания — США, 1964, реж. Питер Гленвилл
А вот и наш старый знакомый Питер О'Тул в роли Генриха II. Он (О'Тул) здесь всего на четыре года моложе, чем во "Льве зимой", и выглядит ровно на свой тридцать один год, хотя между двумя фильмами историческое окно порядка пятнадцати лет. Там у него будет борода поокладистей и подкрашенная седина, здесь же, смотрите, какой кросавчег:

Зоопарк сыновей, с которыми он будет воевать в фильме Энтони Харви, пока ещё в детском саду (хотя им уже удается вызывать у него раздражение), основной же обидчик "нашего королька" — умный саксонец Бекет (Ричард Бёртон), приближенный слуга, друг и объект поклонения, который будучи назначенным на должность архиепископа, нежданно проникается идеей защиты церкви от светской власти, чем вызывает гнев самодержца и своего недавнего покровителя, жаждущего повелевать всеми кроме, быть может, господа нашего. Дальше всё развивается по известному принципу: игры подчиненных с королями опасны для жизни (подчиненных). Собственно, О'Тул тянет на себе весь фильм, со смаком выписывая бесноватого правителя, который испытывает болезненную привязанность к другу-сопернику, не умеет примириться с предательскими эмоциями, идущими вразлет, и вечно зябнет на ветру. А задачей Бёртона (ему ведь и самому приходилось играть королевских особ) были столь далекие от его обычных ролей смирение и мудрость — качества, которым под силу обеспечить причисление к лику святых. Посмертно.
Фильм, получивший двенадцать номинаций, проиграл в одиннадцати, и единственный "Оскар" достался Эдварду Энхолту за адаптированный сценарий.
7,5 из 10


Tags: Оскар
Subscribe

  • (no subject)

    И раз уж речь зашла об Одри — "Двое в пути" (Two for the Road), третья её работа у Стенли Донена и буквально предпоследняя перед…

  • (no subject)

    При всей моей декларируемой (воображаемой) индифферентности к Билли Уайлдеру смотреть его можно, а в некоторых местах даже нужно. В "Раз, два ,…

  • «Двойник» / «Враг» Айоади / Вильнёв

    Англо-канадские близнецы премьеровались в мировом прокате с разницей в один день, а, добравшись до отечественного (в обоих случаях —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments