miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Stazione Termini (1953)

Как режиссера Де Сику я до сих воспринимал поверхностно, особенно учитывая недавно увиденный как раз предыдущий его фильм "Умберто Д." - тяжкий, безрадостный, во многом откровенно неприятный, в том числе благодаря отталкивающему главному герою. Его ранние картины, судя по описаниям, грешат во многом страдательностью, чаще обращаясь к бедняцким темам и сеттингам — вполне в духе неореализма, что вряд ли способствует развлекательному настрою казуального зрителя. Поздние же, по субъективным ощущениям — напротив, либо чересчур легкомысленны либо настырно лиричны (и тут я с некоторым удивлением поглядываю на собственные старые и в целом высокие оценки виденного).

"Вокзал Термини", сделанный, видимо, где-то на переходном отрезке его фильмографии, неожиданно взметнулся к звездам. Это чуткая, трезвая, горькая драма о безысходности случайного любовного всплеска меж двух людских огней, чьи шансы на продолженное счастье в заданных обстоятельствах близки к нулю. Она — замужняя американка в гостях у итальянской сестры, он — одинокий местный учитель (тоже не без американских корней). Их бурное краткое пережитое осталось за гранью вступительных титров. Их несуществующее будущее отрезано финальным "Конец". Фильм целиком посвящен мучительному мгновению разрыва.

Удивительно, что для реализации подобной истории, вероятно, в чём-то навеянной "Короткой встречей", режиссёру-итальянцу потребовалась пара англоязычных звёзд в главных ролях. А вот расположить всё происходящее в стенах вокзала — места, где, как известно, любовь человеческая находит одно из самых ярких проявлений в жизни (и оттого ставшее извечным кинофигурантом к качестве географического, так сказать, усилителя эмоций) — прием, может, и неспортивный, но вполне понятный.

Фильм точечно обращен к теме смерти чувств под давлением обстоятельств. И авторам удается практически идеальное монотонное возрастание ощущения Конца и гнетущий ритм краткого повествования, разворачивающегося на протяжении менее чем почти реальных полутора часов (а в предфинальной кульминации с приводом в участок Де Сика походя даёт ещё и красноречивую картину нравов середины века).

Переживание за главных героев, испытавших ослепительный миг с несчастливым финалом, грозит интересом к их дальнейшим судьбам (никак, разумеется, в мудром и лаконичном кино не прояснённым). Или даже попыткой надумать какую-то связь с жизнями их экранных исполнителей. Отчего приходится ещё горше ужаснуться несхожести: Дженнифер Джонс дожила до девяноста лет, успев встретить новое тысячелетие; Монтгомери Клифт протянул вдвое меньше, умерев от сердечного приступа в сорок пять.

Tags: 50-е, Итальянцы
Subscribe

  • Зной (1962)

  • Un etrange voyage (1981), Ален Кавалье

    Престарелая мать столичного художника выехала к нему в гости на поезде и пропала. Обращение в полицию не помогло, и вместе с дочерью он отправляется…

  • Valerian and the City of a Thousand Planets (2017)

    Отставить воздушную тревогу. Этот очевидный заход в реку "пятого элемента" не оправдывает и десятой доли опасений, оказавшись неожиданно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments