miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:
На выходных порадовал себя красным.


Фильм, конечно, гигантский. Я его видел лет реально тридцать назад на скверном малом экране, очевидно, в какой-то тридесятой копии с кассеты. И по-детски тогда был им послушно и дежурно удовлетворен, поставив галочку и ни разу с тех пор не обновившись. Что там можно было разглядеть в те годы?

А ведь это практически "Война и мир" по-американски.

Сейчас, после реставрации, его можно рассматривать хоть под лупой. Другое дело, что фильм в этом не нуждается — он выглядит отлично и захватывает по сей день. И хотя три часа пятьдесят минут высидеть за один раз все же трудновато (даже если промотать непременные Overture, Intermission/Entr’acte и Exit Music, которые в сумме тянут минут на пятнадцать). Но разбив домашний сеанс на несколько присестов, насладиться действом, думаю, по силам любому. Тем более можно воспринимать его как мини-сериал — так и вовсе будет привычно современному зрителю, взращенному на сетевых протоколах.

А в том, что это колоссальное зрелище даже на избалованный вкус, никаких сомнений. Команда режиссеров (в титрах, что характерно, по сей день указан только Флеминг, но мы-то с вами знаем…) создала оглушительный блокбастер, выверенный как по общему ритму, так и в каких-то частных деталях. В фильме практически напрочь отсутствует старомодная постановочная беспомощность в сценах действия — любые технические ограничения времени густо маскированы доступными и разнообразными средствами киновыразительности.

А уж как виртуозно там увеличен искусственный масштаб изначально камерной съемочной обстановки — с точки зрения техники спецэффектов это, наверно, фильм-учебник. Разумеется, в HD на большой диагонали многие вещи уже бросаются в глаза, но отнюдь не кажутся при этом отвлекающими или нелепыми — напротив, вызывают восхищение огромной работой, когда подчас даже ради краткого кадра сложнейшими методами на экране выстраивается целая визуальная громада.

Может даже показаться, что в фильме нет ни одной полноценной натурной съемки, весь размах дорисован, домакетирован, достроен (хотя это наверняка не так, и такие сцены есть). Большой операторский обман, сделанный с таким умом, что даже понимая его, ты frankly my dear don’t give a damn.

Какая-то комбинаторика в кадре подчас кажется даже избыточной или, по крайней мере, вызывает удивление. Вот явно скомбинированный кадр, герои всего лишь смотрят в окно:

Вот ведущий прерывает бал, чтобы сделать объявление, тоже явно сумма двух разных кадров:


Не говоря уже о сценах на природе. А не нарисован ли здесь задник?


А где кончается "реальность" в этом кадре?


Пожар на заднем плане — это понятно:


Задний фон во время езды — тоже (и в куда более поздних фильмах практически любой кадр из салона автомобиля — комбинированный)

А где здесь реальный горизонт?

А здесь?

Ну уж радуга-то:

По-моему, явный павильон:

В этом плане поздние, "салонные" главы даже в чем-то проигрывают первой половине долгого, развернутого повествования, ряд экспрессионистских кадров из которой просятся в рамку (операторское мастерство Эрнеста Холлера вознаграждено по праву):












Интересно, что по сути, почти сразу после антракта фильм переключает натиск в другую плоскость: визуальное богатство уступает место первоклассно разыгранной семейной драме. Но измененные настрой и тон лишь на руку общей большой картине на тему тоски по "покою былых времен, где правили изящества и гармония". Можно ли оглядываться и жить воспоминаниями? Стонет ли душа, влекомая мечтами об том, что унесло ветром? Получится ли идти вперед, продолжая грезить о прошлом? Еще есть время подумать об этом завтра.

Во время просмотра попутно сравнил два дубляжа — "Союзмультфильма", сделанный в конце восьмидесятых к выпуску в честь пятидесятилетия (живые, не заезженные голоса, эмоциональность и искренность), и относительный новодел 2002 года, авторства "Мост-видео", вымученный уже по заказу новых официалов (помимо отсутствия всего вышеперечисленного — еще и, как показалось, тяжелые проблемы с укладкой). Сравнение, как можно видеть, бессмысленное.

Ну, и в завершение по основной теме:
(мимика у Ли интенсивная настолько, что приходилось прилагать дополнительные усилия, просто чтоб поймать нужный кадр)



























Tags: 30-е, Американцы, Пересмотр
Subscribe

  • (no subject)

    И раз уж речь зашла об Одри — "Двое в пути" (Two for the Road), третья её работа у Стенли Донена и буквально предпоследняя перед…

  • (no subject)

    При всей моей декларируемой (воображаемой) индифферентности к Билли Уайлдеру смотреть его можно, а в некоторых местах даже нужно. В "Раз, два ,…

  • «Двойник» / «Враг» Айоади / Вильнёв

    Англо-канадские близнецы премьеровались в мировом прокате с разницей в один день, а, добравшись до отечественного (в обоих случаях —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments