miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Piege pour Cendrillon (1965), Андре Кайат

Могучий и несчастный артефакт чернобелого десятилетия, внезапно всплывший в разгар Первой Волны после почти полувекового бана, учиненного автором первоисточника. В первой жизни он плохо прошел в прокате, один раз мелькнул на французском ТВ, а потом Жапризо, который, как пишут, киноверсию романа жгуче невзлюбил, долго и нудно отказывал покупателям прав.

Лишь в позапрошлом году реставрацию выкатили на кинофестивале в Лионе, а уже позже, чумным летом 2020-го без долгих рекламных церемоний состоялся дисковый релиз фильма, о котором к тому времени помнила лишь горстка отбитых на голову староверов. В день, когда эти суровые подпольщики трясущимися руками (в тусклом свете ручных фонариков и стоя по пояс в воде, надо полагать) выложили драгоценный рип в сеть и снабдили его английскими субтитрами, у фильма началась новая жизнь.

Ибо фильм грандиозен.

У Жапризо вообще что ни экранизация — то клад. У меня от одних "Убийц в спальном вагоне" голова по сей день кругом. "Прощай, друг", "Пассажир дождя", "Долгая помолвка" — да, вы, мсье Себастьян, слегка заелись. Но даже на их фоне "Ловушка для Золушки" держит осанку.

Её функциональная, так сказать, ценность затерлась со временем на фоне подоспевших эпигонов, многократно обмыливших детективный ключ с болезненной самоидентификацией героини (очнувшись без лица и памяти, почти невозможно обрести себя, а новая личность, что прилеплена тебе другими — возможно, и не твоя вовсе). Но рука и ум крупнейшего постановщика криминальных драм (и любителя непременных морализаторских подтекстов), находящегося практически на пике формы, сделали экранизацию почти безупречной. Даже несмотря на возможные технические или идеологические расхождения с оригиналом.

Пересказывать сюжет нет смысла: в хорошем кино, как обычно, важнее, не что, а как. Две девушки, сперва разные, потом как единое целое, потом снова разные. Я до последнего не верил, что это одна актриса, в их совместных сценах не видно ни шва, ни маски, а страшненькая, обманчиво неказистая Дани Каррель под руководством мастеров по гриму творит чудеса перевоплощения.

Кто из двоих сгорел на пожаре, а кому получать наследство — этот вопрос наверняка был бы единственно важным в произведении рангом пониже. Но авторов большого кино всегда отличало стремление нарастить подкладку.

Выдумать и отладить игровой мир, населить его живыми людьми, снабдив судьбой и мечтами каждого, кто входит в кадр. Отследить детали, связать последовательность и логику поступков, а потом обрушить на голову зрителя всю сложность принятия жизненных решений, чтоб замутило в голове у самого сидящего перед экраном. Чтоб он, сука, почувствовал, каково это — быть живым персонажем по ту сторону, гореть на пожаре, выкарабкиваться после ожогов, жить без памяти, узнавать о самом себе дичь, вкручивая очищенное огнем сознание в уже законченную, кем-то давно сформированную реальность. И осознавать себя убийцей.
Tags: 60-е рулят, Французы
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments