miant (miant) wrote,
miant
miant

"Весна на Заречной улице", СССР, 1956, реж. Марлен Хуциев, Феликс Миронер

 Трудно выделить, какой именно из недостатков так сильно тянет на дно и безвозвратно старит эту потенциально небезынтересную социально-любовную драму — особенно при знакомстве с нею сейчас, спустя пол-века. Возможно, так называемая "рабочая лирика" с бытописанием непритязательных (по современным меркам — унизительных) деталей жизненного уклада провинциального промышленного города, населенного представителями тогдашней элиты, бесцеремонно-грубоватыми тружениками мартеновских печей, которым чужды сантименты (а с ними — и принятая ныне этакая прохладная отстраненность всех ото всех?). Уже в самом начале, в сцене, где герой Николая Рыбникова подсаживается третьим в машину своего приятеля, подвозящего приезжую учительницу, и с пол-оборота начинает условно-похабное заигрывание, возникает ощущение, будто на экране два бандита-насильника, обрабатывают будущую жертву, обложив несчастную в тесной кабине грузовика. А возможно, виновен бесхитростный контраст с делением "свой — чужой" вполне в духе пресловутого соцреализма. На вечеринке слово "инженер" употребляется едва ли не как ругательное, дальше постоянно противопоставлены друг другу эти вот любители шляться по улицам (и бренчать на гитаре в мороз, в перчатках, ага) и добросовестные, тянущиеся к знаниям ученики вечерней школы, или, например — провинциальная мещаночка на выданье и образованная столичная гостья, поклонница Блока с Рахманиновым. Режут слух казённые, чёрствые диалоги и именование героев по фамилиям: Савченко, Алёшина, Мигулько, зато саму молодую учительницу зовут не иначе как Татьяна Васильевна. Ещё хуже то, что и актёрскими работами фильм не блещет: центральная героиня выпилена лобзиком из гипсокартона, а назначенный злодеем шофер-сплетник сбежал из разоблачительных агиток — ещё чуть, и его можно было бы судить за растраты, пьянство, а там и до измены родине рукой подать. Фильму, несомненно, идет остановленный на полуслове финал — возможно, это лучшая в нем сцена, но предшествующие полтора с лишним часа, к сожалению, не хватают с неба звезд, особенно проигрывая в сравнении, например, с "Девчатами", хоть и снятыми с пятилетним отрывом, да в жанре комедии, но тесно перекликающимися сюжетно, и главного мужского персонажа заимствующими почти без изменений. Рождённая на близком материале, комедия Юрия Чулюкина привлекала яркостью и разноплановостью своих героев, человеческим обаянием, режиссёрским блеском в мелочах — всем тем, чего так не достает нарочито "серьёзной", сухой драме Миронера и Хуциева, как будто намеренно чурающейся сильных эмоций, подобно своей героине, ходящей по струнке с лицом-автопортретом в рамочке.
Tags: Диски, Наше
Subscribe

  • (no subject)

    И раз уж речь зашла об Одри — "Двое в пути" (Two for the Road), третья её работа у Стенли Донена и буквально предпоследняя перед…

  • (no subject)

    При всей моей декларируемой (воображаемой) индифферентности к Билли Уайлдеру смотреть его можно, а в некоторых местах даже нужно. В "Раз, два ,…

  • «Двойник» / «Враг» Айоади / Вильнёв

    Англо-канадские близнецы премьеровались в мировом прокате с разницей в один день, а, добравшись до отечественного (в обоих случаях —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments