miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Коротко об июньском, ранее не упомянутом

Гранатовый браслет (1965)

Цветы запоздалые (1970)

Преждевременный человек (1972)

Трилогия позднего Абрама Роома на тему Нового человека и сноса иерархий. Хотя в титрах последнего фильма тематика заявлена несколько иная:
vlcsnap-2019-06-22-12h18m22s599.jpg

Три экранизации (Куприн, Чехов, Горький), каждая со своим акцентом, объединял их единым посылом я бы с осторожностью. По поводу величия женщины еще можно согласиться, хотя тут речь скорее об отражении внешнем — каких-то сильных женских характеров продемонстрировано не было. Но во все трех историях в центре привлекательные лица, обрамленные выгодным светом нарядов и почти дворцовой обстановки. И если актрисы, сыгравшие в первых двух, мне почти не знакомы (в принципе, Ариадну Шенгелая можно было б узнать по "Не горюй", а Ирина Лаврентьева, судя по фильмографии, мелькала в "Хронике пикирующего бомбардировщика"), то в третьей режиссер заходит с козырей и выставляет первым планом Анастасию Вертинскую — тут уж никаких компромиссов.




Красота человеческого труда звучит со всей силы только в истории Горького: неожиданно довольно-таки колоссальный герой Игоря Кваши, инженер, ищущий месторождения подземных вод на Крымских плато — как белая ворона в среде вечно праздных застольников-дворян, что мастера лишь в плетении интриг, выполнении подкатов да в подбивании клиньев.

Вопросы барского безделья были бы отчасти справедливы и к повести Чехова (любопытно, кстати, что всего за год до Роома на ТВ успели снять другую экранизацию, с Еленой Соловей): имение разорено, в доме ни гроша, кредиторы клубятся тучами, братец Золотухин ежевечерне квасит по стрип-барам, а вариант пойти на службу — не вариант вовсе. На что вообще жили эти люди? Никогда не забуду, как переполненный и просвещенный зал кинотеатра на сеансе "Титаника" взоржал на возмущенной фразе матери героини Кейт Уинслет "ты что, хочешь чтоб я работала?… БЕЛОШВЕЙКОЙ?!". Двадцатый век в среднем приучил человека к труду — я, по крайней мере, на это надеюсь.

Тема музыки раскрыта больше в первых двух картинах. "Гранатовый браслет" начинается сценой в театре, Роом даже позволяет себе завалить пару ракурсов для усиления момента:


А в "Цветах запоздалых" вступительный оркестр вынесен за сюжетные рамки (позже он вторгнется в кадр ещё пару раз), и даже титр поясняет заранее:

Уж если и искать объединяющее начало всех трех фильмов, то в излюбленной советской теме предреволюционного изнывания царской империи под гнетом неравенства (а вопросы применимости подобного рода лодочных раскачиваний к России-2019 боязливо оставим за скобками). И бледнолицый клерк, влюбившийся в княгиню в "Гранатовом браслете", и сын крепостного, выросший в модного и дорогого врача в "Цветах запоздалых", и трудоголик-инженер, прощающий любимую жену за почти измену в "Преждевременном человеке" — каждый из этих образов настаивает на необходимости того самого Нового человека, которого мы с таким нахрапом проходили в школе. Не быть порядку поклонения вечным, что-то должно произойти.

Все три фильма сняты властным широким экраном, наверняка неплохо смотрелись в кино. Теперь же это доступно в качестве от посредственного до удовлетворительного: на DVD, как будто, выходили только "Цветы запоздалые", соответственно есть рип, а остальные два в наличии в записи с ТВ разной степени принятия ("Гранатовый браслет" получше, "Преждевременный человек" похуже). Если быть откровенным, ни один из трех твердого осадка не оставил, хотя нельзя не отметить, что это все же произведения стабильно и на полную мощь работающей отлаженной киноиндустрии СССР, в хорошо опробованном жанре, когда тщание и авторитет представителей каждой из кинопрофессий (от реквизитора до режиссера) дают ожидаемо нестыдный интегральный результат, каковой по сей день кажется недостижимым для современной костюмной кинопрозы отечественного разлива, способной на ровном месте утопнуть в расставлении элементарных акцентов.

Запомнился, тем не менее, ряд моментов.

Приготовление крюшона в арбузе ("Гранатовый браслет")

Неистовая художественная стилизация кадра:

В  "Цветах запоздалых" бросилась в глаза небрежная докторская напыщенность героя Лазарева в общении с (даже отнюдь не бедными) пациентами — вот это менторское противопоставление себя "больным", наверно, из такого и выросла пресловутая советская школа.

С другой стороны, познавательна обстановка в приемном покое частного доктора XIX века ("вы ведь знаете, барышня, доктор меньше пяти рублей за совет не берет", говорит на входе служанка. Интересно, сколько это на наши?)


 Обстановка в кабинете (доктор сразу переворачивает песочные часы, засекая отведенное время):

Наконец, элемент (не)здорового медицинского эротизма.



Такие кадры хочется повторять снова и снова.

Tags: Наше
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments