miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Хуже любительских текстов о кино могут быть только длинные любительские тексты о кино. Потому продолжим, как раньше, писать коротко и не смешно.

(а от себя добавлю — и не бритыми)

Санкция на Пике Эйгера / The Eiger Sanction (1975)

Иствуд-режиссер опять проспорил Иствуду-актеру. Казалось бы — триллер про тайную шпионскую контору. Да управляемую альбиносом-инвалидом из Красной комнаты. Да с с восхождением в горы. Да в семидесятые (это когда главным злодеем можно спокойно было сделать жеманного гея, а маскулинно ущипнуть девушку на экране хорошему человеку не стоило привода с занесением). Что могло пойти не так?

А не так пошло за малым все. Жменьку хороших сцен авторы рачительно приберегли к последнему акту — в Альпах, на пресловутом пике. И краткая альпинистская часть получилась куда интереснее, чем длинная, на три четверти, прелюдия, во время которой герой, профессор, агент (плейбой, филантроп, и т. п.) не торопясь готовится "санкционировать" топ-представителя конкурирующей организации, понтуясь на противниках рангом пониже. Все это время режиссер — и не друг и не враг, а так. Взобравшись же в горы, он "хмур, зол, но шел". Сцены на склонах удивляют достоверной физикой (Иствуд, похоже, реально сам лазал, безо всяких блюскринов) и взрослой химией — особенно, когда выясняется то, что выясняется, а со всей группой случается то, что с ней случается.

Счастливчик Джо / Lucky Jo (1964)

Оказывается, клятым москалям на их Клятом Москальском Фестивале ставили ретроспективу Девиля. Двенадцать фильмов, из них один как раз (мною) не смотренный. На большом экране. С пленки (наверное). Как попасть на такое простому парню со слободки? Да я русский бы выучил только за то.

Но ничего, обойдемся. Тем более, что у нас с собой, как говорится, было. А домашние просмотры (пока) никто не отменял.

Пятая самостоятельная полнометражка лучшего режиссера на свете прошла у меня встык с его совместным дебютом ("Пуля в стволе", 1958, постановка на пару с Шарлем Жераром), могу сравнивать, тем более, что фильмы крайне близки в своем черно-белом грабительском реноме.



Эдди Константин (кстати, кто это?) играет самого неудачливого из четверки закодычных приятелей-налетчиков. То пути отхода профукает, то паленого скупщика найдет, то, наконец, застрянет в лифте с хабаром. Все из-за него пересидели по разу. Настал черед и ему. Выйдя, он понимает, что отныне табачок врозь: друзья — кто остепенился, а кто нашел новых напарников. С которыми теперь и мутит отдельно — да так мутит, что подставляет и себя и остальных. Лихие обстоятельства тоже не остаются в стороне, подыгрывая козырями да всё некстати, одно к одному. Дело надо срочно распутывать, и счастливчик Джо спешит на помощь. Много всего произойдет, кто-то не сможет спастись, а кому-то, напротив, прилетит билетик, и даже решив утопиться, герой окажется случайным прохожим.

Несмотря на некоторые признаки старомодности (ряд сцен с размашистым мордобоем — весьма нетипично для Девиля — выглядят до неловкости потешно) это куда более фантазийное и эффектное кино, чем упомянутый дебют, в котором режиссер все-таки скован, тих и, вероятно, лишен права голоса. "Счастливчик" остроумен, хоть формально и не смешон, не брезгует смертями, но без фанатизма. Помимо узнаваемых, плотно натыканных девилевских острот и просто радующих мелочей фильм содержит то, что в пору назвать признаком неоспоримого ума. Никто из персонажей не кретин, проявить себя умудрится почти каждый. Наворот событий монотонно растет к финалу, а руку судьбы одергивает человеческая хитрость, хотя и в этом при желании углядишь волю случая. Трактуй, как хочешь: то ли человек - царь природы, то ли наоборот.

Tags: 60-е рулят, 70-е, Американцы, Французы
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments