miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Последнее известное место жительства / Dernier domicile connu (1969)

К черту праздники. Работаем в обычном режиме

Тут нужно больше фоток Марлен Жобер. Мелкий, конопатый рыжик, коленки прижаты, семенит за Вентурой по пятам, юбка выше крыши.



Режиссер Жозе Джованни (первый раз его вижу) писал сценарии для Мельвиля и Вернея (а ещё для Беккера, Соте, Энрико, Дерэ — весь французский криминал на его совести), потом стал мучиться сам.

Главный герой — фирменный вентуровский молчун с полицейским удостоверением, плащ да шляпа. Его прут из столичных органов в пригород, почти как Саймона Пегга в Хот Фаззе, только не за крутизну, а за арест золотой молодежи («О, прям как у нас в Союзе», проболтался Штирлиц). Там он ищет пропавших голубей и воюет с маньяками в кинотеатрах, для чего к нему и присылают напарницу-стажерку. Оказывается, во Франции в шестьдесят девятом маньяки в кинотеатрах — сложное социальное явление. Они подсаживаются к одиноким девушкам, пришедшим на Годара, прижимаются в темноте, задирают ноги, суют руки. Годар им безразличен. А такое, конечно, прощать нельзя — и дуэт Жобер-Вентура (она приманка, он боксер) за один только вечер выгребают подлецов из залов десятками.

Идиллии длиться недолго: из штаба приходит пакет, и начинается основная сюжетная линия. Где-то в этом мире одиноко грустит неуловимый свидетель, пять лет не дающий показания против мафии. Его никто не видел в лицо, неизвестен его адрес и даже фамилия под вопросом. Но рано или поздно каждому настает пора явиться в суд. Важно лишь найти и обеспечить охрану. После суда, к несчастью, безопасность уже не гарантируется.

Глядя на зашкаливающие оценки, от фильма ждешь прорыва к звездным орбитам, но отъехать удается разве что в Подмосковье. Это во многом все ещё дедушкино кино, уже избавившееся от чернобелого магического скилла, но вместе с цветом так и не приобретя второго дыхания. Все-таки проблема перескока на рубеже семидесятых стояла не только в бискиндовом королевстве быков и ездоков. Старый свет поисками следующей ступени в жанре был озабочен не меньше.

Фильм Джованни в первую очередь мажет в деталях. Уже в первых сценах погони за проходными бандитами режет глаз скованная постановочная приблизительность (неумелая толкотня с пистолетом, косые выстрелы от пояса, театральное вскидывание рук при попадании и отсутствие пулевых отверстий). Её списываешь на нежелание разбавлять мелочами высокую мораль, но позже проблемы начинаются и с логикой, и с последовательностью, и с уместностью отдельных акцентов.

Что за беда с этим свидетелем, зачем безуспешно искать его пять лет всей полицией и в последние несколько дней до истечения срока давности бросить на дело сосланного Вентуру?

Его герой, безусловно, матер (нахватав от мафии кастетом по ребрам до бессознательного, сам встает с безлюдной полуночной мостовой, а дома помокнув под душем, по-ипполитовски прямо в плаще, и выпив кофе, назавтра будет как огурчик), и дело раскроет, но не переоценка ли это умений одного человека над возможностями целого коллектива? И зачем такой ярый контраст с наивной идеалисткой Жобер (столь бурно подчеркнутый субтильно-беззащитной, неполицейской внешностью)? И не перебор ли мелодрамы в описании пресловутого свидетеля? Вдовец с дочкой — девочкой, разумеется особенной, не от мира (и больной, к тому же), пряничный семейный дуэт без единой пылинки.

С остросюжетной криминальной драмы, лишенной любых иронических заигрываний, эта закрахмаленность ощутимо сбивает края, лишая доверительного диалога со зрителем (в моем лице). Остается наблюдать за все-таки небезынтересной и хорошо выписанной процедурой поисков, по ходу дела обращая внимание на простейшие бытовые зарисовки.

Троица злодеев на подиуме:


Маньячина, закинул ногу на спинку, да за такое сразу на рудники:

Чудовище и красавица:

Любимые варламовские многоэтажки:

Шестидесятнический урбанизм:

Подъезды, правда, стеклянные:

Уличный декор:


Французское бездорожье:


Явление Свидетеля:

Tags: 60-е рулят, Французы
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments