miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Легенда о Тиле (1976)

Четырехсерийная средневековая повесть о голландцах (фламандцах?), переживающих темные времена под гнетом Испании. Пять с лишним часов пыточного мрака, перемежающегося довольно бессовестным фиглярством и спорными батальными сценами (поклонники на форумах сокрушаются по утраченной Полной версии, которая ещё на час длиннее). Сам режиссер (один из) в интервью называет картину сложной для восприятия.

Формально это о народном герое, чей, так сказать, профиль занятости не до конца ясен: пишут, что он и шут и поэт и вояка, но из самого фильма трудно сказать что-то определенное. Сперва он сын угольщика, потом — бродяга, пройдоха, нищий, революционер и капитан корабля. Сквозь череду довольно бессвязных приключений так и не проглянет хоть сколько-нибудь заметный талант персонажа хоть в какой-то из областей, кроме беспечности и наплевательства. Из таких, видно, и произрастают герои революции.

Атмосфера диких веков (плюс Голландия), но никаких фривольностей — лишь в самом начале мелькает тревожная женская грудь в королевских объятиях Смоктуновского. Эпизоды условного разврата решены в бесполой манере советского историко-воспитательного кино. А деланная массовая разудалость немногих увеселительных сцен готова спорить с цирковыми представлениями.

Все-таки к середине семидесятых Алов и Наумов покатились. Началось все еще со второй серии "Бега", а кончилось "Тегераном 43". "Тиль" стоит как раз посередине, так сказать, в процессе развала.

Странное дело: вроде бы и виден масштаб, и чувствуются бюджетные деньги, и даже есть на что посмотреть в отдельных кадрах. Декорации, Таллин и Гданьск вместо Европы и почти неотличимый от Александра Абдулова эстонец в главной роли. Неплохой, если вдуматься, грим. Но иной раз глянет с экрана нагая постановочная серость. Снято до беспринципности вяло, монтажа в пределах сцен почти нет. Камера в лучшем случае неохотно крутится в бок, часто её движения не чувствуешь совсем, видимо, точка опоры, действительно неподвижна, а панорама достигается простым поворотом. Средняя сцена выглядит так: актеры в центре, по очереди произносят заученное, оператор скучает где-то поодаль. Никаких восьмерок в диалогах, вместо наездов — ленивый зум. Художественный изыск укорочен до двух-трех планов в тарковском рапиде.

С обстановкой тоже не все однозначно. Есть более-менее достоверные виды сохранившихся на тот момент городских кварталов, корабельные сражения в натуральную величину, большая сцена в затопленном городе (самая, пожалуй, живописная). Но кварталы одни и те же (и их буквально пара штук, к четвертой серии эти повторы уже набивают оскомину), сражения своей неподробностью не в силах обмануть современный избалованный глаз, а пролог с финалом так и вовсе сняты в каком-то недавно выкопанном песчаном карьере чуть ли не со следами гусеничных бульдозеров. Между тем, Призы за Высокое операторское мастерство и за Высокую культуру изобразительного решения.

Не веришь актерскому слову, потому что эмоции как в современном российском: либо вымученная сдавленная отрешенность, либо сразу истерика. Диалоги воруют высокопарность у худших театральных реприз. Наконец, повествование в целом петляет и заметает следы, оставляя мало шансов на протяжении всех пяти часов ухватывать себя за хвост.

Белохвостикова — почти единственное украшение фильма. Не первый раз замечаю, какой у неё непропорционально высокий лоб. Ей определенно лучше с челкой либо с головным убором.


Взрослее и убедительней Алла Демидова, но её красоту быстро нейтрализуют инквизиторским уродством.


Михаил Ульянов как всегда выдается маршальской статью пусть и в роли бедняка, но его героя казнят уже во второй серии. На закуску остается вылавливать редких симпатичных статисток

Tags: 70-е, Наше
Subscribe

  • Лето

    Вокзал Термини / Stazione Termini, 1953, Витторио Де Сика, 9 из 10 Куколка / Baby Doll, 1956, Элиа Казан, 8,5 из 10 Странное путешествие / Un…

  • Весна

    Солнце Ситамати / Солнце рабочих окраин / Shitamachi no taiyô, 1963, Ёдзи Ямада, 8,5 из 10 Меловой сад / The Chalk Garden, 1964, Роналд Ним, 8…

  • Зима

    Ловушка для Золушки / Piege pour Cendrillon, 1965, Андре Кайат, 9 из 10 Идиот / Hakuchi, 1951, Акира Куросава, 8,5 из 10 Любовники полярного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments