miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Так вот за Мотыля.

"Лес" (1980)

"Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" (1984)

Две старорусские экранизации (Островский и Чехов) выполнены сутуло, с потухшим взглядом, шаркающей кавалерийской походкой. В обеих удручает в первую очередь почему-то невзрачный актерский состав во главе с каким-то особо отталкивающим Борисом Плотниковым. Но главное, в них напрочь потеряна та подвижность и изыск, с которыми в своих лучших работах постановщик связывал воедино вольный разброс времен и событий, а также дерзкая красота смачных диалогов, так здорово помогавших "продавать" прерывистую, то оглядывающуюся назад, то убегающую за горизонт кинопоходку.

"Невероятное пари" изредка пытается закидывать удочку (да и труппа в нем поприличнее — уж Алексей-то Петренко и Михаил Казаков на вторых ролях способны восполнять изрядные пробелы), но исходная новеллистическая структура, скачущая по рассказам Антон Палыча, уже сама по себе ущербна. Мне всегда подобное объединение коротких анекдотов в один полнометражный фильм казалось шагом назад. Что, конечно, не отменяет существования вполне удачных мозаичных сборников, но только не в нашем случае. Из всех историй, рассказанных в фильме, какое-то остроумие проглядывает в эпизоде с Муравьевой и Казаковым (миловидная вдова, взяв на квартиру осанистого жильца и проведя с ним жаркий месяцок, вручает счет, где помимо прочего фигурирует необозначенная услуга на семьдесят пять целковых — "и он еще спрашивает за что!"). Горьковатые нотки можно ощутить в сюжете "На мельнице" о старухе, пришедшей повидать успешного сынка да пожаловаться на тяжкое житие, получив на прощание лишь потертый двугривенный. Остальное, включая заглавное пари — слишком просто. Режиссуру не за что хвалить, даже если сойти с позиций высоких ожиданий, учитывая былые достижения человека, снимавшего с таким умом.

"Лес" ещё хуже. Густонаселенный сумбур вокруг возрастной помещицы (60-летняя Людмила Целиковская), сходящей с ума по молодому имбецилу-гимназисту. У меня руки опускаются это описывать. Неудачный трагифарс, каша из топора — разочарованные комментарии в интернете ухватывают суть. Пишут, что фильм был выпущен в прокат лишь семь лет спустя. Вот это уже странно. Ещё более странно, что на youtube, как позже выяснилось, выложена качественная, очевидно, реставрированная копия с правильной размерностью и четкими цветами (хоть и, как водится, пережатая вусмерть), в отличие от тв-записи, лежащей на трекерах, где и кадр неполный, и картинка — сущий камрип (с "Невероятным пари" такого разброса нет в силу того, что оно-то неплохо издано на DVD). Подобная инверсия вообще-то пугает, ведь чаще наоборот, именно торрент-подполье куда богаче в плане широты предложений и альтернатив.

Зато в картине применено странное размывание периферии кадра:





Прием задействован хаотично, понять закономерность его появления невозможно подчас даже в одной сцене в соседних планах картинка сменяется с обычной на обмыленную. Как будто режиссер, чувствуя общую невыразительность результата, стремится хоть в чем-то выкрутить ручку на максимум, поразив зрителя формальным вывертом.

Прискорбно всё это, и тоскливо принимать реальность, в которой мастер, покорявший вершины, сходит на ступень вниз. Хотя и понятно, что в отношении кинотворцов в подобных суждениях неизбежна однобокость: в случае коллективного искусства, каковым по определению является кино, глупо списывать все огрехи и достоинства на одного человека — он не художник с мольбертом, зависящий лишь от собственной прихоти/вдохновения, под ним сотня человек съемочной группы, над ним — довлеющий административно-финансовый меч, тонны обстоятельств, включая личные, жизненные и приставленные извне, гибельное сонмище вражеских окопов на пути, схождение звезд и перемена погод. Почему же в каких-то случаях этот хаос умудряется схлопнуться в нечто осмысленное и могущее поразить глаз, а во всех остальных — увы? Нет ответа.

Tags: Наше
Subscribe

  • L'uccello dalle piume di cristallo (1970)

    В джалловодческих кругах факт наверняка обмусоленный, но нам, дипломатам неприсоединившихся стран, тоже интересно. Сюжет арджентовского дебюта в…

  • Зной (1962)

  • Stazione Termini (1953)

    Как режиссера Де Сику я до сих воспринимал поверхностно, особенно учитывая недавно увиденный как раз предыдущий его фильм "Умберто Д." -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments