miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Если ты прав… (1964)

Смотрел из-за Жанны Болотовой. Выдающаяся женщина, одна из первых красавиц в советском кино (а тут ещё и молоденькая совсем), глаза совершенно инопланетные. Но диапазон эмоций у неё мизерный. Холодная, равнодушная, говоря строже — однообразная. В Вики пишут, что она — лауреат Государственной Премии СССР за "Бегство мистера Мак-Кинли", звучит громко, но это же, как я понял, в составе всей съемочной группы — там девять человек перечислено в награжденных. Хотя вот тоже интересная тема — что за фильмы награждали гос. премией, очень разномастный набор.

На Кинопоиске с описанием опять не заморочились — вроде и не наврали ничего, но, блин, вот это:

Галя, потерявшая во время войны родителей, воспитывалась в детском доме, а когда реабилитировали ее дедушку, они стали жить вдвоем. Однажды в квартире поломался телефон, и Галя в поисках мастера обратилась в службу быта. Так в их квартире появился Алексей.

это как сюжет "Бойцовского клуба" пересказать словами: "девушка по имени Марла Сингер посещает собрания анонимных больных раком, так в её жизни появляется молодой человек, который плохо спит по ночам".

Дело же не в Гале. Она здесь вообще второе звено. А в центре — по привычке несговорчивый, строптивый, с обостренным чувством справедливости герой Любшина. Вся суть, выраженная, кстати, прямо в названии — в том, как чувствуя уверенность в собственной правоте, идти до конца. Очень опасная мораль, по-моему. Слишком глубоко уходящая корнями в по-советски черно-белые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Из тех, что вполне могут наделить случайного самоуверенного идиота чувством собственной значимости.

Хотя Алексей, разумеется, не такой. Телефонный мастер, попав под хамовитый наезд со стороны блатного клиента и ни за что получив по шапке от начальства, не может переступить через себя и мучительно борется с окружающим убаюкивающим суждением "забудь, плюнь, делов-то", параллельно преодолевая барьер в отношениях с возлюбленной.

Фильм распадается на три неравные части, переходы неожиданные, резкие. Начавшись производственно-бытовым романом (героиня многократно вызывает понравившегося монтера устранить несуществующую неисправность в телефоне, а потом у них заверте и есть даже отдельная большая сцена знакомства с деревенской родней - тоже, кстати, сюжетный зигзаг), скачком переключается в драму без вины виноватого. А ближе к финалу ещё круче — следует внезапно длинный лагерный сегмент с воспоминаниями реабилитированного деда, большая крамола, поразительно как такое могли пропустить в шестьдесят четвертом. Не удивлюсь, если фильм "полочный".

Эта рваность сильно смущает. Режиссер Егоров прежде снял не очень-то понравившуюся мне колхозно-председательскую "Простую историю" и ещё целый выводок советских полукомедий, смутно всплывающих из детских воспоминаний (от героических "Добровольцев" до "Однажды двадцать лет спустя" и даже "Отцов и дедов", которых я вообще, кажется, смотрел в кинотеатре с родителями). Все какое-то несытное, за грудки не хватающее, сердце не ранящее. Не мое.

Tags: Наше
Subscribe

  • Зной (1962)

  • (no subject)

    Прилагая определённые усилия, досмотрел до конца художественный фильм "Ширли-мырли". Тяжелое, непростое кино. Получился такой своего рода опыт…

  • (no subject)

    Между тем, доступна 4К-реставрация "Неоконченной пьесы для механического пианино" одного некогда очень хорошего режиссера. 12 гигов —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments