miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

Хочется написать про "Осень" (1974) Андрея Смирнова. Очередная локальная вершина из отсмотренного. Но почему-то положительные эмоции всегда сложнее выплескивать.

Влюбленная пара тридцатилетних из Ленинграда (он — доктор, она — инженер) проводит пасмурную октябрьскую неделю где-то в средней полосе в съемной деревенской комнате. Хозяевам представляются как молодожены, но вскоре выяснится, что обстоятельства у приезжих несколько иные. Они не по-советски много времени проводят в постели (без видимых "излишеств", разумеется — тут всё ещё довольно скромно) в разговорах о любви и былой страсти, хоть оба уже не так молоды (удивительно, какими серьезными и стоящими на ногах выглядят тогдашние люди, разменявшие третий десяток, у меня почему-то многие нынешние их сверстники по-прежнему даже внешне воспринимаются подростками). Безуспешно испытав первую тягу друг к другу, можно сказать, ещё "весной", в юности, они предпринимают повторную попытку после неудачных браков у обоих. Это шанс (возможно, уже последний) со второго раза найти соприкосновение с единственным. Только теперь, "осенью", всё ещё труднее и болезненней.

Такая зрелая, взрослая, земная драма. Очень универсальная — нет почти никакой привязки к режущим глаз советским реалиям, за исключением минимально необходимых (единственная по-бытовому унизительная деталь — ленинградская коммуналка в финале). Фильм исключительно красивый, несмотря на скромную, во-многом архаичную обстановку. Богатый широкий экран властно притягивает взор, режиссер с оператором, похоже, сами наслаждаются найденными кадрами. Совершенно выдающаяся, возвышающаяся апофеозом поэтической утонченности, сцена в клубе.

Главным исполнителям (Наталья Рудная и Леонид Кулагин), возможно, в чем-то не хватает физической, что ли, притягательности, хотя это уже мои вкусовые придирки. Но, например, Наталья Гундарева максимально аутентична в роли деревенской хозяйки, а в финале неожиданно подключаются Людмила Максакова с Арменом Джигарханяном — и их поздний эффектный выход в ролях необычной семейной пары закидывает впечатления за горизонт.

Я о картине раньше и не знал. Из режиссерских работ Смирнова "Белорусский вокзал" более на слуху, он хоть и хорош, но и не поразил чем-то особенным в свое время. А "Осень" посмотрел неделю назад и до сих пор под впечатлением.



























Tags: 70-е, Наше
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments