miant (miant) wrote,
miant
miant

Category:

По главной улице с оркестром (1986)

Актерская кладезь восьмидесятых с приоткрывающейся крышкой — выходят не все сразу, а постепенно, один за другим на протяжении почти всего фильма.

Ещё не старый, но плохо ухоженный Олег Борисов едет на метро в институт читать лекции по сопромату. Вечером дома смотрит "Бриллиантовую руку" по телевизору. Но тут входит Шукшина и переключает канал, чтоб рассмотреть рентгеновские снимки на просвет (жена хирург, берет работу на дом, хотя это какой-то странный способ смотреть рентгеновские снимки). Он молча уходит к себе в спальню музицировать. Так каждый день: электричка, лекции, дом, телевизор, гитара. Первой не выдерживает она: тебе не дали кафедру, потому что ты бесхребетный. Тут уж взрывается он и, взяв гитару на плечо, уходит из дома, пишет заявление по собственному и идёт к любовнице. Любовница — внезапно очень приятная Людмила Максакова, давно в него влюбленная коллега (обстановочка у неё в доме, как в гареме).

Соблазн велик, но "не получается". Зато хорошо получается на гитаре: он играет на вокзале для души. Хорошо играет, хотя и не он, конечно, интересно было бы узнать, чьи руки мы видим на крупных планах (я на днях жаловался на тему достоверности в подобных сценах, но здесь как раз очень здорово смонтировано, придраться трудно). Народ, затаив дыхание слушает. Из толпы выходит прекрасная Марина Зудина, его дочь. Состроив хамку, кричит, да сбацай ещё, чо ломаешься, граждане, скинемся артисту кто сколько может.

Тут уж выныривает гардемарин Жигунов: "пройдемте", и, заведя его к себе в милицейскую каморку, грустно просит "сыграйте чёнить".

Потом в местной столовке он поит дочь дерьмовым вокзальным кофе и рассказывает, почему ушел от жены, ведет её на конспиративную квартиру к дружбану-аранжировщику, который оркеструет придуманные им мелодии. Дружбана играет Валентин Гафт, и мне, кстати, неизбежно возникающие на этом месте дискуссии на тему бессребреничества главного героя и прогибания под собственнические интересы других кажутся совсем необязательными.

Дочь признается, что любит женатого (появляется Костолевский) и просит отца вызвать его на улицу втайне от жены. Он звонит в дверь, а ему открывает Валентина Теличкина, несчастная, обманутая, но всё ещё прекрасная:

На танцах в кафе из окна выпрыгивает Олег Меньшиков. Карьерист, перехвативший должность на работе у главного героя — Александр Лазарев, а у него дома их встречает его жена, Светлана Немоляева.
К Тодоровскому, наверно, очередь из звезд стояла, так здорово их встречать одного за другим.

Режиссер — главное открытие моей советской весны. Я раньше ни одного фильма у него не видел, а теперь вот этот — уже седьмой, а будет ещё и восьмой ("Любимая женщина механика Гаврилова"), возможно, девятый (насчет "Интердевочки" пока сомневаюсь).

Надо сказать, "скатывание" крупных постановщиков уже в первой половине 80-х — достаточно больная тема (почти полностью утратил силу Гайдай, значительно ослабели или сбавили темп Рязанов, Данелия, Михалков, Панфилов), но, похоже, к Тодоровскому это не относится. Даже в уже "переступившем порог" восемьдесят шестом он легок и возвышен. Возможно, слишком долго раскачиваясь в начале фильма, он устраивает настоящий катарсис в последней четверти, когда звучит Колыбельная, которую — тут уж без обмана — поет сам Олег Борисов, а сама эта сцена оформлена в неожиданном формате пронзительного почти видеоклипа (режиссер, к тому же, сам написал и всю музыку в картине).


Немного смущает воинственно/военный пафос финальной песни — с бравурным шествием по улице ("И все-таки мы победили"), такое переключение житейской драмы на едва ли не главную тему советского кино в данном случае выглядит нарочитым и слабо обоснованным. Но в рамках раскаченных к тому моменту эмоций, даже она воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В этом и есть талант постановщика — заставить поверить в любую странность на экране.

Tags: Наше
Subscribe

  • (no subject)

    И раз уж речь зашла об Одри — "Двое в пути" (Two for the Road), третья её работа у Стенли Донена и буквально предпоследняя перед…

  • (no subject)

    При всей моей декларируемой (воображаемой) индифферентности к Билли Уайлдеру смотреть его можно, а в некоторых местах даже нужно. В "Раз, два ,…

  • «Двойник» / «Враг» Айоади / Вильнёв

    Англо-канадские близнецы премьеровались в мировом прокате с разницей в один день, а, добравшись до отечественного (в обоих случаях —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments