miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Нужно больше фильмов. За пару недель, кроме Спилберга, отсмотрено следующее:

Неуловимые мстители, 1966, Эдмонд Кеосаян
Новые приключения неуловимых, 1968, Эдмонд Кеосаян

Видел кусками в детстве, только сейчас осознал, что один из The Avengers — девушка. Страшная как моя жизнь. Пресловутая Одиннадцатая из Stranger Things чем-то на неё похожа (в том сериале, надо заметить, все детки крайне уродливы). Отряд малолетних рецидивистов-налетчиков на службе у молодой республики непринужденно и без особой для себя угрозы сперва расправляется с атаманом казачьей банды, потом выкрадывает ценную карту из сейфа тупых белых, попутно испытав постановочные гэги вида "взрывающийся бильярдный шар" и "цыгане с медведем". В качестве антитезы всему — веснушчатая Акулина Саввишна в эпизоде:


Трембита, 1968, Олег Николаевский
Народно-частушечный деревенский примитив, срубивший кассу с доверчивых советских зрителей, очевидно, паразитирует на успехе "Свадьбы в Малиновке", ведя свою маленькую никудышную войну против хорошего кино ("Малиновка" тоже, скажем прямо, в этом плане звезд с неба не хватала). Там дела шли в Гражданскую, здесь — уже после Великой Отечественной. Опять кого-то хотят выдать замуж, опять кому-то невтерпеж. Но песни хуже, актеры жиже, а революционной "залихвацкости" нет как класса. В итоге произрастает отнюдь не взрывная (несмотря на саперские мотивы) кабачковая дребедень, где люди живут с минами, сидят на минах и танцуют с миноискателями.


Молодая жена, 1978, Леонид Менакер
Влюбленная сирота ждет из армии усатого няня, но он возвращается с молодой женой. Любовь ушла, жить как-то надо. Рядом есть вдовец с дочкой, человек устойчивый, серьезный, пойти за него? Но совместное существование не клеится. Муж груб, невсеяден, хочет простого. Так тяжко вливаться в его быт.

Есть некая перекличка с "Единственной" Хейфица. По крайней мере, у меня они отложились в памяти близнецами, несмотря на коренное различие исхода: там герои рвали межличностную связь, сваливая всё на "дурь", здесь — налаживают отношения, потому что семья главнее. Каменкова симпатичная, как и Проклова, конечно, но ролей у неё заметных поменьше. В озвучке за кадром её голос куда более пригодился.

Школьный вальс, 1977, Павел Любимов
По-моему, довольно смело для советских семидесятых. Выпускница Цыплакова (чуть подросшая после школьных фильмов Асановой) беременеет от одноклассника. Одноклассник технично линяет к более настойчивой сопернице, оставляя её рожать одну. Да она и не против. У родителей тоже не всё гладко (не все гладко и вообще с их линией в фильме: насколько например никчемная роль у Юрия Соломина, играющего отца). Но героиня сильна и самостоятельна, а он пусть кусает локти с нелюбимой женой. Хорошая зрелая драма от режиссера, когда-то уже распробовавшего сюжет о матерях-одиночках ("Женщины", 1965).


На семи ветрах, 1962, Станислав Ростоцкий
Невиданной силы история о людях военного времени. Ростоцкий на вершине мастерства творит с неодолимым человеколюбием, былинным росчерком большого режиссера отделяя все низкое и непотребное и оставляя лишь силу, мудрость и красоту. Фильм — крупнейшее впечатление последнего месяца, а роль ранее незнакомой Ларисы Лужиной — один из самых притягательных женских (да и в целом людских) образов, виденных мною в кино.

Картина обнаруживается в совершенно запущенном состоянии — причем не только в плане изображения (уже привычный по многим другим случаям затуманенный, бедный оттенками и, вероятно, сильно порезанный огрызок пленочного оригинала), но и фонограммы: часть диалогов крайне неразборчива, звук то взрывается выкриками, то бубнит в трубку.


Осенние свадьбы, 1967, Борис Яшин
Покоряющая своей отрешенностью, совсем не советская колхозная драма "невесты в чёрном", чей жених был изъят у неё на глазах беззвучно смеющимся злым роком, подстроившим несусветный несчастный случай прямо на пашне. Добавив страдалице толику безумия, закадровый бес ведёт её тихой дорожкой скитаний от загса к загсу, где она, безутешная, ищет брака с погибшим. Мудрая, несуетная притча-сказка с гениальной Валентиной Теличкиной в главной роли сохранилась ещё хуже. Про неё нет даже статьи в Википедии. Единственная в свободном доступе копия — полудохлая запись с ТВ. Типичный пример по живому резанного широкоэкранного кадра на пару с недокропом:

До свидания, мальчики, 1964, Михаил Калик
Еще один пленочный раритет, забытый цифровым веком. Три десятиклассника-комсомольца распределены в военное училище. В предвоенной действительности это одновременно и путь наверх, и дорога к смерти. Последние дни перед отъездом пропитаны ощущением расставания (с жизнью, семьями, любимыми) навсегда. Искусно выстроенная тлеющая атмосфера близости конца, неожиданно вклееные кадры хроники, довольно сильный катарсис с произносимой заглавной фразой в финале. В короткой сценке фигурирует будущая Зинаида Кибрит.

Три плюс два, 1963, Генрих Оганисян
Внезапно фантазийная, с выдумкой, курортная комедия (буйно смонтированные вступительные титры настраивают на нужный лад), которую в пору назвать "2+2+1", ибо из трех заслуженно отдыхающих бородачей (ветеринар-зоотехник, дипломат и рокет-сайенс-физик) подыскать пару авторы сподобились только двоим. Третий же убежденно остался "другом с камерой". Ряд юмористических натяжек неизбежно режет глаз, но хорошо разогретая приморская перспектива щедра на клевые киношные фенечки, пусть многие из них нарисованы прутиком на песке и будут смыты волной, дышать этим смешным морским воздухом приятно (а вот слушать чудовищный английский "дипломата" Жарикова — не очень).

Ну и, конечно, Наталья Фатеева — это всё и сразу.

Драма из старинной жизни, 1971, Илья Авербах
Аутентичная старорусская трагедия (в копилку строго функциональных говорящих названий) в исполнении серьезнейшего из режиссеров: театральная актриса (Елена Соловей) влюблена в цирюльника, оба крепостные, делают попытку сбежать от графа, но быстро настигнуты опричниной и наказаны сначала хозяином, а потом ещё и самой жизнью. Этой безмолвной, беспросветной, невыносимой действительностью.

Деловые люди, 1962, Леонид Гайдай
Гайдай — мастер пары-тройки действительно больших картин, снятых на стыке 60-х и 70-х ("Брилллиантовая рука", "Иван Васильевич") — тех, что с легкостью пережили свое время. Вокруг этого всплеска у него в фильмографии растут все же довольно однотипные, подчас шаблонные комедии с кочующими туда-сюда приемами.

Из трех новелл в фильме третья, самая отталкивающая — про упоротого, гиперактивного мини-гитлера, сживающего со свету двух честных киднэпперов — самая же и непропорционально длинная, за это время можно действительно добежать до канадской границы. Мораль истории про Боливара я не совсем понял — акула остается акулой? Хотя, нельзя не отметить любовно воссозданную в Крыму Аризону. Новелла средняя, про болеющих одиночек, повстречавшихся ночью в спальне — это, видимо, то что ожидает каждого из нас рано или поздно. Но никулинский Балбес в ней мало приемлем, во многом уступая Плятту. Наконец, фильм представляет собой ещё одно доказательство того, что ч/б — это красиво:





Один из нас, 1970, Геннадий Полока

Пишут, что главный зрительский грех в отношении фильма — это воспринимать его всерьез. И, вероятно, в лучшем из миров, он был бы и правда остроумной шпионской пародией. Но я, наверно, столько не выпью. Потому что лубковая дичь здесь лезет с экрана, как та японская утопленница из колодца. За месяц до начала войны НКВД выдергивает со стрелковых соревнований красноармейца Юматова и засылает его в "тыл" к немецкой агентуре, распустившей хвост в сталинской Москве. Агентурой заведует фашист Гринько (для пущего маразма дублированный Вячеславом Тихоновым), главная цель гадов — взорвать завод с "Катюшами". Юматов втирается в доверие, пьет с ними водку и ворует секретные чертежи. Его фигура здесь самая вырвиглазная. В роли двойного агента этот несговорчивый рубака выглядит, мягко говоря, спорно, разговаривает как дуб, решения принимает наперекор плану, плюет на начальство. Основная фишка фильма, как я понял — временной сдвиг на тридцать лет. Он выглядит как на полном серьезе снятая довоенная агитка, но снят при этом уже в послеоттепельные заморозки. Такой порог вхождения в правильное восприятие, по-моему, слишком высок. Избавиться от ощущения, что тебе впаривают махровую залипуху, непросто.


Расписание на послезавтра, 1978, Игорь Добролюбов
Если провести линейку позднесоветских школьных драм, то на одном краю найдется, например, "Вам и не снилось", а на другом — как раз "Расписание на послезавтра". Рафинированная, прекраснодушная чистогладь про идеальную физмат-школу, существующую, очевидно, в параллельной вселенной, где весь штат учителей — семь человек включая завхоза, директор — на пол-ставки ученый в НИИ, восьмиклассники на закуску вычисляют интегралы, а десятиклассники ищут металлический водород. В эту технарскую заводь углубляется учительница литературы (разговаривающая с громким придыханием Маргарита Терехова), ничтоже сумняшеся надеясь внедрить гуманитарную жилку в чугунные головы (а куда делась обязательная для всех школьная программа, никак не объясняется). Но даже этот конфликт ни накален, ни разрешен — всё спускается на тормозах бесхозных шатаний и каких-то отвлеченных размышлений. Фильм задумчиво врет направо и налево. Вымышленная, "послезавтрашняя" школа кишит пережитками позавчерашнего кино. Так однообразно мечтать о лучшем — это низводить мечту до уровня анекдота. Это было бы аниме, если б не было так грустно.


Морозко, 1964, Александр Роу
Советская сказка, доставшаяся нам от чехов (немцы вот тоже не поленились издать у себя Blu-Ray, оплошав, правда, с трансфером, так что лучшая картинка, по признанию многих, осталась на чешском HDTV-рипе) и создавшая в свое время прецедент бурных обсуждений на imdb (там сейчас 130 обзоров, первые из которых датированы осенью 1998 года и написаны очумевшими от ужаса американцами, которые увидели её, как я понял, по телевизионной трансляции MST3K, где фильм был дублирован и вроде бы даже перемонтирован кормановскими адептами-адаптаторами. Этими якобы внесенными в фильм изменениями в последствии и объяснялось неприятие неподготовленного зрителя. Не знаю, в той версии, что досталась мне, были вполне вменяемые английские субтитры:



В чешские я, понятно, не вчитывался, но само название (Mrazik), конечно, слегка коробит. Английское Jack Frost куда приятнее.

Виденное в детстве, конечно, надо обновлять, я совсем забыл, что в фильме две линии: угнетаемая мачехой Nastenka поливает сухой пень до первых цветочных всходов, а красносапожник и нарцисс Ivan, отправившись исследовать игровой мир, опаляет крылышки, встретив в лесу педагога и колдуна по имени Starichok-Borovichok. Собственно Джек Фрост-то появляется ближе к финалу, успешно заморозив красавицу, коей, согласно известной мировой максиме, оттаять в присутствии принца (не потребуется даже поцелуй) — что раз плюнуть. Не понравилось, что из Чуриковой в очередной раз лепят уродину. Понравилась история с дубинками — есть в ней какой-то запредельный метафизический смысл. В эпизоде мелькают близняшки из Королевства кривых зеркал. Но в целом, конечно, суета.

Tags: Наше
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Пассажир / The Commuter (2018)

    Никогда не знаешь, что посмотришь в субботу вечером. Не бывающий бывшим полицейский с обвислостями и старческим тремором молодцевато подтянутого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Пассажир / The Commuter (2018)

    Никогда не знаешь, что посмотришь в субботу вечером. Не бывающий бывшим полицейский с обвислостями и старческим тремором молодцевато подтянутого…