miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

The Man Who Never Was (1956), Роналд Ним

Продолжаю смотреть послевоенное военное (снятое после войны про войну). Как всё-таки отличен подход к теме в сравнении с советским кино. У англичан (и американцев, естественно) главенствует не трагедия, не кровно выстраданный жертвенный героизм, а занимательность истории, возможность увлечь (развлечь?), вытянуть наружу сценический шарм и остросюжетную напругу. Кажется, причины очевидны, но так ли это?

Накануне вторжения союзников на Сицилию британская разведка находит неожиданный способ дезинформировать немцев, подбросив в воды у побережья Испании тело скончавшегося от пневмонии под видом сбитого военного летчика с якобы важным письмом в секретном портфеле. Где говорится о вторжении в Грецию.

Добрая треть (если не половина) фильма отведена разработке операции: как рождается идея, как обрастает деталями, как происходит утверждение на разных уровнях военно-правительственной иерархии. Подробно, с такими необходимыми в техничном кино мелочами, показан процесс воплощения легенды — от подбора трупа до написания любовного письма (самая эмоциональная часть). Дело сделано, дальше вступает в силу саспенс ожидания: поведется ли противник? Противник колеблется, сомневаясь в реальности погибшего, и в Лондон прибывает высокий вежливый ариец с фальшивым ирландским акцентом и заданием навести справки. Сюжет переходит на последнюю — самую высокую — ступень напряжения.

Такое твердое, с хладнокровной выдержкой кино, его бы назвать модным словом "процедурал". Военный шпионский детектив, который был бы отнюдь не лишним, например, в современном, искаженном жанровом поле. Но нет, снято более полувека назад, когда и тема ещё была близка и болела ночами, и сам кинематограф ещё не улетел в Нарнию. Впечатлениям чуть подставляет вычурная, по нынешним меркам, британская "прямоспинность" (Клифтон Уэбб в главной роли, кажется, ни разу за весь фильм не ослабит узел галстука), но то как удачно эта же цельность и прямота перекладывается на изложение сюжета, не может не впечатлить.

Есть на что и глазу порадоваться. Глория Грэм при первом же появлении на экране:

Tags: 50-е, Британцы
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…