miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Легенда о Нараяме (Narayama bushiko), 1958, Кэйсукэ Киносита

Видел ли это Джо Райт перед тем как взяться за Льва Николаевича? Не исключено. Хотя наверняка это не единственный фильм на свете, в котором декорации разъезжаются прямо на глазах у зрителя. Помимо искусной сценографии эта преимущественно (или целиком?) павильонная лента привлекает тщательным материальным буйством, на экране в изобилии воссоздана растительность, деревья, кустарники, огородные грядки, поле, ручей, горные тропы — если б не нарисованный задник вместо Большого неба да полная неподвижность листвы (хотя есть и сцена с ветром), тяжело было бы отличить от натуры.














Выдающаяся работа со светом и цветом:








Вот это, например, соседние кадры, без монтажа (как меняется освещение героини):



Снег:

Скромный средневековый японский быт нам знаком давно по фильмам Куросавы и Миядзаки — раздвижные бумажные двери, интерьеры без мебели, скудный рацион. Вот праздничный обед на день урожая:

Сам праздник:


Любопытные обычаи. Схоронившая мужа, по окончании 49-дневного траура сама приходит в дом к вдовцу из соседней деревни — без особых церемоний и сватовства. Пойманного вора (из своих, деревенских) и его семью не общей сходке лишают всего имущества и делят на всех поровну.

Центральная же линия в фильме отведена большой человеческой (а в кульминации — довольно-таки душераздирающей) истории. Семидесятилетняя мать ещё бодра, но обычай (происходящий, вероятно, в первую очередь из вечной бедности) ставит в вину сосуществование более двух поколений, самый страшный позор это увидеть своих правнуков. И после долгих колебаний сын относит мать на вершину похоронной горы. Это называется Восхождением. Вид самой вершины ужасает:

До последнего не задумываешься о том, как может выглядеть подобное место, держа в уме определенную сказочность, мифологичность происходящего, заложенную уже в самом названии. Но финал возвращает тебя на землю. Так выглядит смерть.

Красивое большое кино. Для сравнения, конечно, надо ознакомиться с поздней, золотоносной версией авторства Сёхэя Имамуры, но что-то от её просмотра меня уже много лет отпугивает. Помню как ещё школьником слышал от видевших её в кинотеатре счастливчиков, неведомыми путями проникших на фильм "детям до 16-ти", что там всё несколько… иначе.

Tags: Японцы
Subscribe

  • Зной (1962)

  • (no subject)

    Прилагая определённые усилия, досмотрел до конца художественный фильм "Ширли-мырли". Тяжелое, непростое кино. Получился такой своего рода опыт…

  • (no subject)

    Между тем, доступна 4К-реставрация "Неоконченной пьесы для механического пианино" одного некогда очень хорошего режиссера. 12 гигов —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments