miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

"Стоун" (Stone), 2010, реж. Джон Кёрран

Эта американская лента выпущена в российский прокат мини-мейджором "Люксор" при солидном тираже в три сотни копий, и, как кажется, почти без какой-либо рекламной поддержки, видимо, в расчёте на знаковые имена в титрах. Поразительно, но вопреки складывающейся традиции, в русской версии оставлено в неприкосновенности и оригинальное название, мало что вообще говорящее кому бы то ни было. Однако и зрителя и прокатчика в фильме "Стоун", как мне кажется, могут ждать очень неожиданные открытия — не для всех, правда, приятные. Ни дуэт Нортон — Де Ниро, исполнивших по большому счёту роль мебели в девятилетней давности "Медвежатнике", ни "резидентно-злая" Милла Йовович, укоренившаяся в ипостаси футуро-принцессы, не окажутся старыми знакомыми, мастерски вывернув наружу второе дно своих характеров. Тут вполне угадывается определённый расчёт авторов, прозорливо сделавших ставку на слом актёрских стереотипов. Разве не напомнит заглавный персонаж того самого убийцу из "Первобытного страха", который принёс известность Эдварду Нортону 14 лет назад? Разве не похож Джек Мейбри разом на всех постаревших героев Роберта Де Ниро последнего десятилетия? Разве не видятся в кажущихся инфантильно-экспрессивными ужимках Люсетт Стоун черты бессоновской Лилу? Чёрт побери, какой вообще кровавой резней, по меркам нынешнего кино-разврата может закончиться история об осуждённом убийце, подбивающем жену на сближение с инспектором, который рассматривает дело о его досрочном освобождении?!
Сюжет о мучительной коллизии на троих привлекает фантастической отрешённостью от жанровых условий — узнаваемых, предчувствуемых, предвкушаемых зрителем, воспитанным на современном англоязычном кино. В картине не выстрелит ни одно из щедро развешанных по стенам ружей. Ни единый намек на тысячекратно ожидаемый остросюжетный исход не разрядится адреналиновой гонкой по вертикали и физическими столкновениями экранных субъектов. Но температура переживаний вкупе с вполне себе броской, богатой формой рассказа пройдут на высоте, недоступной для большинства киноновинок года. Это поразительное перевоплощение криминальной драмы, имеющей на входе все зачатки тёмного, будоражащего нервы триллера с непременным кульминационным нарастанием и губительной развязкой, а обретающей в итоге утробный вневременной покой на уровне, существенно превосходящем линию про-голливудского горизонта, заставляет испытать настоящее изумление. Подобно своим героям, испытывающим каждый по-своему, состояние изменения (преступник, услышавший Бесконечность, его жена, срывающаяся с петель, инспектор, тонущий во мраке, его, наконец, жена, решающаяся на тягостный разрыв) фильм Джона Кёррана в жутком, тягучем ритме выбирается на оперативный простор жёсткой психологической драмы, которая практически лишена набивших оскомину упрощений и скрепок, зато вторгается в сферу богоискательских, метафизических мотивов, мыслей о Грехе и Воздаянии. С этой точки зрения восхитительны последние несколько минут, когда накал чудовищных предположений, искусно нагнетённая дрожь ожидания оборачиваются кошмаром безысходности под аккомпанемент жужжащей пчелы — отлично найденный и пронесённый сквозь строки сюжета образ дверцы в запределье. Что там, за чертой? Именно эта усложнённость, зримо выделяющая "Стоун" из числа стандартных кинотеатральных релизов, и может послужить тем открытием, что заставит хлопнуть дверью разочарованных любителей зрелищного кино (свидетелем чему я был сегодня во время сеанса) и охладить пыл дистрибьюторов, спозиционировавших фильм как очередную усладу для глаз казуальных посетителей кинобаров. Но зритель, нацеленный на вдумчивое погружение, надеюсь, в обиде не останется.
Оценка 8 из 10
Subscribe

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Bus Stop (1956)

    Солнечно-гиперактивный скотовод, двадцать лет проживший на ранчо, впервые выезжает в город, чтоб принять участие в родео, встречает в баре латентную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment