miant (miant) wrote,
miant
miant

Categories:

Приятно бывает, перечитав любимые места в откопанном на чердаке пыльном томике Ильфа и Петрова, вспомнить, что в конце-то концов существуют экранизации. Их – как и романов – две, канонiчных, по ГОСТу выполненных советских киноадаптации авторства Михаила Швейцера и Леонида Гайдая (телевизионный захаровский водевиль в четырех сериях в расчет пока не берем).
Странно, что первым сняли «Золотого теленка». То есть вот был же, наверно, какой-то план по выпуску фильмов в СССР (ну был же наверняка, нет?). Сидели нужные люди в Политбюро, решали, скажем, Шолохова мы в этой пятилетке дадим, Островский плохо у нас охвачен, по Симонову сроки все вышли… что еще, Агния Барто с Джанни Родари – их тоже на личный контроль… ах, да, Ильф же с Петровым, сатирики наши, будь они неладны. Матерьяльчик скользкий, так что, выпустим их лучше задом-наперед. Чтоб никто не догадался.
Ленты визуально разноформатны: чернобелый анаморф у Швейцера (с обязательными архаическими приплюснутостями по бокам) и цветастый ордена Ленина гайдаевский квадрат. Разные Остапы (Юрский то и дело срывается на фальцет, Гомиашвили так и вовсе грузин), оба при этом феноменально аутентичные. Вообще, большинство актеров в обоих случаях подобраны так, словно люди финальную точку ставили, закрывали вопрос выбора исполнителей окончательно, раз и навсегда. Гердт-Паниковский, скажем — ну, это уже просто неспортивно по отношению к любым последователям.
Разумеется, не обошлось без купюр, что неизбежно, учитывая населенность и густоту исходников. Хотя оба фильма угрожающе пространны, продолжительностью за два с половиной часа. Ляпис-Трубецкой в "Стульях" не высказывается по поводу домкрата и шакалов, не раскрыта тема допровской корзинки. В "Теленке" нет пикейных жилетов, и что важнее, напрочь отсутствует Васисуалий Лоханкин, мой любимый персонаж — и с этим приходится как-то жить. (Зато какая Зося, господи, какая там Зося!).
Гайдай в фильме то и дело устраивает свои фирменные ускоренные побегушки — да еще под музыку, у меня стойкое ощущение, ту же самую, что потом в "Иван Васильиче" звучать будет. Плюс, извините, "американская ночь" постоянно — в сцене побега из Васюков просто в глаза бросается. Еще любопытный прием: интертитр со словами "до конца фильма осталось 17 минут". Или кадры современной (семидесятнической) Москвы в самом конце с рисованным Бендером на афише и толпами зрителей, спешащих на премьеру.
У Швейцера зато в финале совершенно гениальная сцена на румынской границе, с исполинами-пограничниками:
Золотой теленок
Tags: Наше
Subscribe

  • Вудин Топ

    По сей день не видел "Бананы", "Воспоминания о звёздной п ыли", "Тигровую Лилию" и … вроде бы всё —…

  • Мисс Переполох / She's Funny That Way (2014)

    Проржался вчера впервые, не знаю, за пару лет, наверно. Богданович в старости могёт. По накалу это, может, и не "Безумные подмостки", но…

  • Средь нас был юный барабанщик

    И раз уж две тысячи двадцать первый объявлен ЮНЕСКО годом Флоренс Пью, то кто мы такие, чтоб оставаться в стороне. В свободное от безделья время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments